Полезное

Полезное

Почему реклама не работает в 90% случаев?

Короче, мне надоело. Некомпетентность заказчиков в маркетинге и рекламе в последние годы стала просто зашкаливать, а жалобы типа «никакая реклама не работает» я слышу каждый день. Это было не особо заметно еще в последнем жирном 2013 году (худо-бедно все зарабатывали свою копеечку), а потом расслабившиеся бизнесмены с удивлением обнаружили, что халява кончилась, и 90% рекламы работает вхолостую.

И бизнес заколбасило. Он стал перепиливать бюджеты и пробовать всё, от объявлений на подъездах до воздушных шаров над городом. На выходе толку больше не стало. Единственное, что не сделал горе-бизнес, не попытался включить голову и посмотреть на себя со стороны. А там всё очень весело.

1. Кто сидит на стуле маркетолога?
Есть такие странные люди, которые покупают на «Алике» китайский смартфон за копейки, а потом начинают стонать, что и глючит, и камера никакая, и батарея садится, и памяти не хватает, и вообще. Если ты сажаешь на место маркетолога оболтуса племянника, чтобы под присмотром был, или нанимаешь девочку-с-горящими-глазами за 10 тыр, а потом требуешь результат, то сам начинаешь такого странного напоминать.
Не дай бог, если этот дебил еще и креативно-энергичный, а то и вообще бюджет пилит. Он же нихрена не соображает в маркетинге! Всё, о чем он имеет понятие, основано исключительно на набитых шишках, природной эрудиции и ржачных картинках из “Вконтакте”. И «вздор всё то, о чем не знает Митрофанушка». Когда смотришь на работу такого «недо», рыдать хочется, ей-богу, от того, какую пургу он (она) предлагает.



Второй вариант, правда, еще хуже. Тихий троечник в роли фильтра от спама. Он сидит на своем окладике, перекладывает бумажки и отфутболивает всех приходящих, даже с мегаинтересными вариантами работы. Потому как они напрягают его и не дают заниматься хернёй. Вы и правда уверены, что такой недомаркетолог болеет за общее дело и переживает за бизнес? И не надо тешить себя надеждой, что он будет лучше работать, если подвязать его ЗП к оборотам компании. Не будет. Он изначально спрашивал про размер оклада? Значит, ему этого оклада хватает.

Что далеко ходить - известная ижевская трикотажная фирма. В этом году к десятилетнему юбилею мы предложили клиентам разместить рекламу по ценам 2007 года. На 65% дешевле, на минуточку. Тамошний маркетолог (один из трех, если что) еще три года назад заявила: “и не звоните, и не пишите, я сама вам позвоню”. И на юбилейное предложение тоже никак не отреагировала. Лишь случайно директор розницы, дражайшая Елена Леонидовна о нем узнала и подняла на уши весь маркетинг. Клиент сэкономил 30% бюджета, убедился в эффективности носителя и теперь мы добрые друзья. А маркетологиня, видимо, до сих пор продолжает перекладывать бумажки...

Ты думаешь, что у тебя всё иначе? Что твой спец по рекламе генерирует мегакрутую рекламу? Что он фильтрует и доносит наверх действительно выгодные предложения партнеров? А давай проверим! Свяжись со мной в Telegram, и я направлю своего менеджера к твоему спецу. А потом мы обсудим результаты.
Итак, ошибка первая и главная. У вас работает недомаркетолог.

2. А кто это у нас такой самостоятельный?
Недомаркетолог - это не только про наёмников, но и про самих бизнесменов. Есть такая порода людей, которые всё предпочитают делать сами, потому как кругом одни дебилы, а он единственный весь такой король.
И сидит этот оконщик (строитель, мебельщик) и занимается своей рекламой. В силу своего разумения. А разумения не хватает. Точнее, что-то он всё-таки рожает, и потом носится со своим макетом, засовывая его то в телевизор, то на подъезды, то в газеты, и ждет, где же его рекламный шыдевр сработает. А он не работает. Думаете, он начинает соображать, что не так в его рекламе? Хренушки! Виноваты дебильные носители. А он король. Только без денег.

Гляньте на этот трамвай. Его придумал лично директор. Без комментариев.


А вот другая крайность. Странное дело, но во всех, абсолютно во всех больницах рекламу генерирует и согласовывает главврач. И все, абсолютно все больницы хотят видеть в рекламе вот это.


Говорить такому руководителю, что нужно делегировать полномочия профессионалам, бесполезно. На все грабли он предпочитает наступать сам. Его проблемы, на самом деле. Поэтому и лайфхака не будет.
Итак, ошибка вторая, фатальная. Самоуверенность дилетанта убивает бизнес.

3. Кому верить?
На каждого недомаркетолога найдется десяток рекламных недоменеджеров. Которые придут, отнимут время, навалят кучу шелухи, наобещают с три короба и разведут на бабло. Поэтому я ни разу не удивляюсь, что, обжегшись однажды, ты начинаешь шарахаться от рекламных агентов, как институтка от цыганок. «Я сам решу, что мне надо», - думаешь ты и начинаешь заниматься самолечением. Проблема в том, что справиться самому можно только с насморком. А из остальных методов ты знаешь только про антибиотики. Ну, давай. Лечи ими свой геморрой.
На самом деле, отличить компетентного менеджера от рекламного втюхивателя можно очень легко за первые 5 минут и не тратить время на дальнейшие разговоры. Когда-нибудь я расскажу про все их приемчики, а пока маленький лайфхак. Как правило, вы говорите звонящим менеджерам «вышлите прайс, я посмотрю». Вместо этого скажите «вышлите ваши медиапоказатели, я посмотрю» (что это такое, я чуть ниже объясню). А потом засеките время до отправки письма. Прошло более получаса – они их специально для вас прям щас придумывают. А при следующем звонке поинтересуйтесь, откуда эти цифры взялись. Начинает менеджер «плавать» - фтопку.

На скане коммерческого предложения рекламного агентства четко видно, чем пытаются “лечить” рекламодателя.


А вот с тем, кто знает свой носитель и то, как он работает, можно и поговорить. На будущее. Потому что решение в любом случае будет за вами.
Какая уже ошибка, третья? Вы не разбираетесь в уровнях компетенции партнеров.

4. Что значит «дёшево»?
«У вас дорого». Сколько раз я слышал эти слова – пипец. И потом рекламу в общественном транспорте начинают сравнивать, скажем, с листовками на подъездах. Или, того хуже, с интернетом. Ну, да. Листовки на столбы можно захерачить лично, распечатав на офисном принтере. Вроде как, вообще бесплатно получается. А минимальный бюджет рекламы «Вконтакте» - 500 р. Школьнику подъемно. И бесполезно этим крохоборам объяснять, что на самокате до Китая доехать можно, конечно, но самолеты тоже для чего-то придуманы. И еще не факт, что путешествие на самокате в итоге окажется дешевле.

Интересно, как отработала вот такая экономия (4 странички ч/б) от Корпорации “Центр”?


Так что же, не экономить бюджет? Экономить. Без вариантов. Но не так. А теперь большой лайфхак. Пусть ваш маркетолог по каждому предлагаемому варианту размещения посчитает основные медиапоказатели, о которых я сказал раньше: OTS и CPT. Сделает круглые глаза на это распоряжение – досвидос.
И то же самое с каждым новым рекламным партнером. Не может это посчитать по своему носителю - фтопку. Если интересно, я потом расскажу, как это считается. Всё просто, на самом деле. Но суть в том, что выбирать при равной стоимости рекламы нужно носитель с максимальным возможным количеством контактов (OTS) и минимальной стоимостью каждого контакта (CPT – стоимость 1000 просмотров). Вот это называется экономией при максимальной эффективности. В качестве отправной точки для вас – 50 листовок в автобусах за месяц дадут вам 1 125 000 просмотров (и я могу это доказать), а каждый контакт обойдется в 0,78 копеек (CPT - 7,83 р.). Вот и сравнивайте.
А ошибка в итоге такая. Вы экономите в ущерб эффективности.

5. Кто стоит за дверной ручкой?
Ок. Всё, что было написано выше, не про вас. Ваш маркетолог просчитал ЦА и ее запросы, сформировал рекламную стратегию и разбил ее на этапы, разработал планы по каждому из них, сформулировал рекламные обращения, долгими ночами сидел с дизайнерами и вылизывал рекламный стиль, провел штук 20 переговоров и подобрал наиболее эффективные носители для запуска кампании. Реклама была запущена и… получила выхлоп, близкий к никакому.
Потому что всю эту работу похерили ваши продавцы, люди, сидящие по эту сторону дверной ручки. Один принципиально не снимает телефонную трубку (задолбали звонками), другой прячется в подсобке от покупателей (у него прям щас вечерний перепихон в смартфоне намечается), третьему влом топать на склад, поэтому «такой цвет закончился». А потом они все вместе дружно сваливают из офиса за полчаса до закрытия. Ибо всё достало.

У нас сейчас такой пример в транспорте катается. Лаконичная и конкретная листовка с услугой “межевание”. Чего проще? Но нам даже пассажиры жалуются, что трубку телефона межеватели просто не берут! Интересно, что они потом будут говорить про эффективность на транспорте?


Только задумайтесь: из-за одного ленивого идиота, который ненавидит свою работу и всех покупателей одновременно, бизнес умудряется просрать (пардон муа, но иначе не скажешь) усилия кучи людей и нехилые бабки, вложенные в маркетинг.
И это я еще молчу про дикие истории, когда магазин работает с 10 до 17 и отдыхает в выходные, когда телефон из рекламы отключен за неуплату, когда сайт, сделанный на коленке, жутко лагает, прежде чем выдать прайс трехлетней давности, и т. д., и т. п.


Если ты обо всем этом не знаешь, то будешь винить маркетинг. А самое хреновое, что заставить покупателя сделать вторую попытку что-то у тебя купить будет стоить в разы дороже. И тогда да. Реклама работать уже не будет.
Попытался сформулировать ошибку, но не смог. На ум приходит только одно: у вашего бизнеса хреновый директор.

Думаете, я сгущаю краски? Наоборот, это только малая часть долбодолбизма в ижевском бизнесе. Маркетинг в Ижевске стремится к нулю, и это отмечаю не только я. Недавно получил письмо от Игоря Пестерева, босса агентства “Идея”. Цитирую: “Треть людей не хочет развивать свой бизнес, им и так сойдет. Значит на дистанции им останется только закрыться, бизнес или растет, или умирает, третьего не дано. Мы предложили практически бесплатно увеличить прибыль бизнеса, но они не захотели сделать минимальные действия”.
Если из всего сказанного делать вывод, то маркетинг – слишком сложная и дорогая штука, чтобы отдавать это дело дилетантам. Конечно, в Ижевске есть спецы, с которыми приятно даже просто разговаривать. Они могут спорить, не соглашаться, отказывать, но разговаривают с тобой на одном языке, их позиция логична и аргументирована. У них можно чему-то поучиться, и сами они не стесняются спрашивать и учиться у тебя. Жаль только, что их не так много.

И если вашей компании не повезло, и ваш маркетолог не из таких, то с этим надо что-то делать. Что именно? Попробую в следующий раз рассказать.


Александр Смолокуров, маркетолог
14 нояб. 2017 г.